Энергопереход: не запутаться в сетях

Неоспоримым утверждением теории энергетического перехода в электроэнергетике (по мнению его сторонников) является необходимость его скорейшего осуществления по причине огромных положительных эффектов для развития электроэнергетики и экономики, а также для достижения экологических целей.


При этом, как показывает опыт Австралии и Германии, ускоренный переход на практике сталкивается с необходимостью инвестирования огромных средств в развитие электроэнергетической инфраструктуры и принятия системных решений, зачастую прямо несвязанных с энергопереходом и выглядящих противоречиво с точки зрения решения экологических и социальных задач.


Например, в Новом Южном Уэльсе премьер-министр Австралии Скотт Моррисон оказал поддержку проекту по строительству новых линий электропередач на том основании, что это было связано с увеличением добычи ископаемого топлива. Правительство Австралии заключило двустороннее соглашение по энергетической политике, заручившись обязательством правительства Нового Южного Уэльса увеличить объемы производства ископаемых видов топлива в обмен на сбор средств для поддержки мероприятий по сокращению выбросов.

Федеральное правительство Австралии и правительство Нового Южного Уэльса заявляют, что они согласились внести средства для инвестиций в новые проекты в области возобновляемых источников энергии в обмен на расширение использования угля и газа по всему штату.

Комментаторами в Австралии это описывается как «климатическая сделка с дьяволом» и эффективная взятка. Очевидно, что Правительство Моррисона таким образом развивает разработку австралийских ресурсов ископаемого топлива.


Ранее, в январе 2019 года Моррисон пообещал финансовую поддержку для ускорения работы по строительству дополнительного соединительного узла между Тасманией и Викторией, названного «Marinus Link».

Но реализация проекта упёрлась в необходимость приведения его в соответствие с Законом об окружающей среде и сохранении биоразнообразия Австралии. Экологические и социальные факторы (в первую очередь рост цен на электроэнергию) в крупных и ключевых проектах, связанных с энергопереходом, таких как Marinus Link, тесно взаимосвязаны. Как правило развитие проектов, которые связанны с ускорением энергоперехода нуждаются в инвестировании в строительство линий электропередач, а те, в свою, очередь требуют решения экологических и социальных вопросов.


При этом согласно Интеграционному плану Австралия собирается построить достаточное количество новой транспортной инфраструктуры, если огромное количество ветровой и солнечной энергии успешно заменит угольные и газовые электростанции. Реализуемость планов по строительству сетевой инфраструктуры, разумеется, упирается в ряд факторов: потребность в огромных инвестиционных ресурсах, решения экологических и социальных задач (рост цен на электроэнергию).

Screenshot_1png




Первое, что приходит в голову, когда речь заходит о развитии сетевой инфраструктуры, в связи с энергопереходом, Германия с её планами и проблемами развития инфраструктуры передачи электроэнергии, связанными с развитием возобновляемой энергетики и решением климатических задач.

Если коротко, то реализация Концепции энергетического поворота (Energiewende) в Германии тогда (скорее всего это актуально и сейчас) попала в зависимость от разблокировки сетей. «Energiewende добьется успеха, если мы добьемся прогресса в расширении энергосистемы», - сказал тогда новый федеральный министр Германии по экономическим вопросам и энергетике Питер Альтмайер в своем первом выступлении перед парламентом в марте 2018 года.


Screenshot_2png



35 тыс. км. линий электропередач, связывающих север и юг Германии никогда не были предназначены для передачи огромного объёма электроэнергии офшорной ветровой генерации с севера на юг. Решение этой проблемы планировалось осуществить за счёт ускоренного строительства новых линий электропередач север-юг. Предполагается, что к 2025 году будут готовы в общей сложности 4650 километров новых линий электропередачи, включая четыре соединения север-юг в виде линий высокого напряжения постоянного тока. 

При этом проекты по строительству линий электропередач в Германии ожидаемо столкнулись с рядом проблем. В 2014 году тогдашний премьер-министр Баварии Хорст Зеехофер отреагировал на протесты гражданских групп против планов строительства линий электропередач возле их поселений, поставив под сомнение необходимость подключения к сети север-юг, предполагая, что новые газовые электростанции на юге могут решить эту проблему.

В марте 2018 года государственный премьер-министр Тюрингии Бодо Рамелов объявил, что его штат возбудит судебный иск против предполагаемого маршрута линии электропередачи SuedLink через его штат, заявив, что через соседний Гессен можно проложить более прямой кабель. Гессен же выступил против идеи, и в январе 2018 года то же самое сделал регулятор сети Федеральное сетевое агентство (Bundesnetzagentur). Тюрингия грозила подать в суд. 

Отдельно на повестке в Германии стоит вопрос стоимости такого проекта. Так, например, в 2015 году федеральное правительство решило уделить первоочередное внимание новой технологии, позволяющей прокладывать кабели под землёй. Четыре большие линии постоянного тока север-юг проектов A-Nord, SuedLink и SuedOstLink должны были быть в основном подземными, что приводило к увеличению затрат на 3–8 млрд евро, и часть процесса проектирования линий пришлось перезапустить.

Вернёмся к Австралии. На сайте Reneweconomy в статье от 7 мая 2020   Tangled wires: Are transmission lines the new battle front for renewables? Софи Воррат рассматривала реакцию общественности на потребность строительства линии Marinus Link в Тасмании, связанной с ветряной электростанцией острова Роббинс. 

Предметом спора по проекту является новая дорогостоящая сетевая инфраструктура, строящаяся для соединения ветроэлектростанций с основной сетью острова, а также отпор со стороны местных жителей, обеспокоенных тем, что крупные новые линии электропередачи повлияют на ценные ландшафты и естественные места обитания. 

Screenshot_5png


Становится все более очевидным, что, даже если новые технологии будут дешевыми, эффективными и даже популярными среди политиков, они все равно должны завоевать поддержку общества. А пока единственный способ эффективного обеспечения ускоренного энергоперехода - линии электропередач - никогда не были любимы соседями, даже без учёта синдрома "ветровых турбин". 


Источники: 1, 2, 3.

О сайте

Вы находитесь на моём фронт-сайте, предназначенном для сбора из открытых источников информации о функционировании энергетических рынков, изменений нормативной правовой базы энергетической отрасли, направлениях совершенствования моделей рынков и аналитической информации.

Оценки, суждения, позиции и предложения по вопросам функционирования энергетики являются моим личным мнением.

Валерий Жихарев

Быстрые новости

Ни слова про одобрение резерва, роста тарифов, консолидацию и пр. Зато прибыль 125 млрд. Которая, как обычно нам ра…

twitter.com/i/web/status/1…

Связаться со мной

Условия использования информации. Нет никаких условий. Сайт функционирует в некоммерческом режиме и создан в информационных аналитических целях.